Обратная связь

X

Задайте вопрос

+ 7 918-600-24-53
Почта zvezdasochi-news@yandex.ru

Главная Статьи Добрый Мир

27.09.2017 Добрый Мир

Добрый Мир

Сегодня, 27 сентября, православные отмечают праздник Крестовоздвижения


Перед нами икона XVII века из Сергиева Посада. Ее можно отнести к числу икон, изображающих как событие обретения Креста, так и установление чина Крестовоздвижения.

krest5 (1).jpg


На ней много второстепенных деталей, но она интересна тем, что открывает молящемуся историю праздника.


Нижняя часть иконы разворачивается как свиток, рассказывающий об истории обретения Креста Господнего в IV веке. Присмотримся ближе к героям этой истории.

Слева главное действующее лицо - святая Елена. Она узнаваема по золотому нимбу над головой, царской короне, красной мантии и богатой тунике.

Ее фигура не раз появляется в разных частях иконы, но она сразу узнаваема по отличительным особенностям царской одежды.

Ритмичное повторение образа святой Елены подчеркивает ведущую роль царицы в событии. Первый раз (сцена слева) она стоит рядом с пещерой - гробом Господним. Его обнаружили при раскопках в Иерусалиме во время поиска Креста царицей.

Второй раз (в середине нижней части) – в момент, когда уже найдены три креста, но еще неизвестно, на каком из них был распят Иисус.

Наконец, в третий раз царица Елена изображена в сцене справа: в момент распознавания Креста Господа среди трех найденных. Везде равноапостольная Елена изображена в молитвенной позе, обращенной к Господу с просьбой помочь обрести Его Крест.

krest6.jpg

Так же часто изображается епископ Иерусалимский Макарий. Его фигура несколько меньших размеров, чем фигура Елены, но он – участник всех событий: раскопок на Голгофе, обретения трех крестов и исцеления тяжело больной женщины, позволившего найти Крест Господа.

Епископ Макарий хорошо узнаваем по черной мантии, красному хитону и белому капюшону.Его маленькая фигурка всегда рядом с Еленой. В первой сцене поиска крестов он смиренно молится, чтобы Бог помог отыскать Крест Господний. А потом и сам участвует в раскопках.

Во второй сцене, св. Елена, видя три креста и не зная, что делать дальше, обращается к патриарху со словами: «Как же нам узнать, какой из них Крест Господа?» Патриарх, повернувшись, дает совет: «Надо приложить все три креста к тяжело больному человеку и Крест, от которого наступит исцеление, и есть Крест Господень».

В третьей сцене видно, как епископ Макарий прикладывает поочередно кресты к одру тяжело больной женщины, а царица усердно молится, чтобы наконец найти то, что так долго она искала. Все события происходят на улице, открыто, при огромном стечении народа, который узнав о событии, приходит к Голгофе.

krest7.jpg

И вот – кульминация события: Крест найден, Патриарх Иерусалимский поднимается на возвышенное место. Он воздвигает Крест, показывая его на все четыре стороны, чтобы никто не остался не освященным и все могли отдать Ему честь. Устанавливается новый чин - Крестовоздвижение.

Позднее, когда будет выстроен храм Гроба Господнего, Крестовоздвижение будет отмечаться на другой день после освящения храма. Но, пройдет время, и значимость Воздвижения Креста начнет возрастать. Он оттеснит праздник освящения храма и встанет вровень с праздниками Пасхи и Богоявления. А в народе этот день в знак благоговения и скорби станет почитаться особым образом – постом и молитвами.

Центральная часть иконы - чин Крестовоздвижения. На фоне храма Воскресения в Иерусалиме архиепископ поднимает крест на возвышенное место. Крест – центр иконы. Вокруг него располагаются все и вся: храм, архиепископ, царица Елена, дьяконы, священнослужители, клирики, народ, богатые и бедные, мужчины и женщины.

Все стекаются, со всех концов города к месту поклонения святыне. Архиепископ чуть склонил голову в сторону св. Елены. Она стоит тоже на возвышенности, как и патриарх. Атмосфера иконы – торжественная, строгая, но и скорбная одновременно, что прочитывается по цветовой гамме.

krest5.jpg

Она решена в золотисто-желтых, красных и черных цветах. Золото – цвет Вечности и Царства Небесного, в котором пребывают святые, цвет торжества и победы. Красное – цвет жертвенности, сопровождающая крестный путь.

На кресте Господь принес жертву за весь род человеческий, исцелив его от клятвы смерти и даровав спасение. Крест – это новое Древо Жизни, вкорененное в новое человечество взамен древа, от которого вкусили Адам и Ева, приговорив человека к смерти.

Но сквозь небесную радость и торжество жизни над смертью проступают трагические черные и фиолетовые цвета: земли, хитонов, ряс и маковок храма, напоминающие о крестном пути Господа, который каждый христианин проходит прежде чем наступает торжество победы.

Поэтому не случайно каждому христианину в начале пути вручается крест, который он должен нести. И только тогда он примет радость, радость со слезами на глазах.


Тина Гай

Источник: /subscribe.ru/group/ Мир искусства, творчества и красоты