Обратная связь

X

Задайте вопрос

+ 7 918-600-24-53
Почта zvezdasochi-news@yandex.ru

Главная Блоги ШАР СОВЕРШЕНСТВА Как это было. XV «Crescendo» в Сочи

Как это было. XV «Crescendo» в Сочи



 ШАР СОВЕРШЕНСТВА                                      ipad-2448x2448-wallpaper_00170.jpg


ВСЕГО ДВА ДНЯ В СОЧИ

День первый:

«Не сольются никогда зимы долгие и лета, у них разные привычки и совсем несхожий вид…»
 У нас на фестивале «Крещендо» такое оказалось возможным.

Начнем по порядку. Пресс-конференция собрала небывалое количество прессы. В президиуме – звезды и мэтры: Арт директор Фестиваля «Крещендо», Денис Мацуев; мэр города Сочи, Анатолий Пахомов; художественный руководитель образовательного центра «Сириус», Ханс-Йоахим Фрай; дирижер и художественный руководитель сочинского муниципального оркестра, Антон Лубченко и замечательные солисты Фестиваля – лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской консерватории (класс скрипки), Гайк Казарян, лауреат XY конкурса имени П.И.Чайковского; серебряный лауреат XY конкурса имени П.И.Чайковского, виолончелист Александр Рамм и юный пианист, победитель конкурса Astana Piano passion 2019, двенадцатилетний Петр Акулов.

Столь представительное собрание людей на пресс-конференции не случайно – заявленная программа Фестиваля в этом году предложила интригу. Впервые сопровождать все симфонические вечера Фестиваля будет сочинский муниципальный оркестр под управлением Антона Лубченко.
Кроме того, для представителей СМИ вполне официально было озвучено скорое появление нового концертного зала на территории Сочи-парка, рядом с «Сириусом». Это событие давно назрело, так как концертный зал в «Сириусе» назвать «концертным» можно с большой натяжкой. Низкий потолок, ограниченное количество посадочных мест, отсутствие естественного освещения и акустические трудности.
Симфонические вечера – это не просто концерты. Это собрание единомышленников (по крайней мере, так должно быть). Люди приходят на эти вечера сопереживать, думать, общаться с музыкантами в единой культурной общности. И еще впитывать энергию, возникающую на сцене в процессе творчества. Для этого им нужны условия, скажем так на порядок выше тех, что может предложить домашний акустический центр. 


Процесс создания такого нового пространства пошел с двух сторон – со стороны инвесторов-попечителей «Сириуса», поэтому участие в пресс-конференции этого года господина Ханса-Йоахима Фрая было вполне логичным, так как этот человек много сделал и делает для привлечения в «Сириус» звезд мирового уровня, и со стороны нашего дирижера, Антона Лубченко, который своей активной жизненной позицией и, в хорошем смысле, амбициозностью делает наш оркестр качественно способным отвечать мировым стандартам.
Особенно важно, и это прозвучало на пресс-конференции, что в наших российских залах можно увидеть, по выражению Дениса Мацуева, «не только седые головы», как это, к сожалению, стало практически во всем мире. Молодости, юности нужен воздух и новые залы, технически оснащенные, дизайнерские, модные. И нужны мэтры-энтузиасты, которые не представляют себе ограничений и делают порой невозможное. Эти люди своим подходом к жизни заражают и заряжают общество, неся ему Свет и Просвещение.

67226700_10205916782476209_7032259728809918464_o.jpg


Вечером был концерт. Он получился Сказочным, Волшебным и Уникальным. Сказочной увертюрой Михаила Глинки к опере «Руслан и Людмила» оркестр задал тон и ритм всему концерту. В воздухе чувствовалось творческое напряжение. К слову сказать, оно в этот день чувствовалось и в предгрозовой атмосфере города. Небеса периодически разверзались мощным ливнем. И таким же мощным и насыщенным было открытие нашего ФЕСТИВАЛЯ. Увертюра Глинки – знакомое всем произведение, и была выбрана для открытия очень удачно. Настроить публику на праздник всегда правильное решение – с первых же минут публика была захвачена (!)

Затем вышел виолончелист Александр Рамм. Еще до того, как зазвучала музыка Чайковского (Вариации на тему рококо соч. 33), зал почувствовал личное обаяние музыканта – внешняя красота исполнителя, как дополнительный бонус (прим. автора). Нежнейший деликатный тембр виолончели, в определенных частях взрывающийся виртуозными пассажами, был поддержан оркестром, который поразил совершенством особого звука. Я не узнала наш сочинский оркестр, если честно. Это было сыграно запредельно стильно. И надо было видеть маэстро Лубченко (мне довелось сидеть немного сбоку, и я наслаждалась не только музыкой, но и самим процессом), он был до предела сосредоточен и требователен. Музыка Чайковского трудна для исполнения, это вам каждый, кто профессионально сталкивался, скажет, но здесь все было исполнено безукоризненно точно. Публика, не всегда однородная по составу, слушала в едином порыве… и млела. Именно наслаждалась, что и является главным достижением исполнителя.
И, конечно, его успехом.

Следующим произведением, исполненным в этот вечер, был концерт Феликса Мендельсона для скрипки с оркестром, ми минор. Вот тоже, как будто бы шлягер, но все дело в том, кто исполняет. А исполнителем был Гайк Казарян, большой мастер. Человек, который не только сам добился исполнительских вершин, но достаточно долго преподает в Московской консерватории. Его исполнение было эталонным. Весь зал оказался в центре событий разворачивающихся в музыке. И восторженные аплодисменты в конце произведения – это не только дань исполнителю, но и самим себе, зрелым зрителям, воздержавшимся на протяжении всего концерта от несанкционированных аплодисментов между частями. Горжусь сочинцами. Хотя… в зале были и наши приезжие гости. Вобщем, все молодцы!

И, когда зрители уже начали подумывать «о буфете», т.е. в преддверии антракта, им был представлен «киндер-сюрприз», юный пианист, победитель конкурса Astana Piano passion 2019, двенадцатилетний Петр Акулов. Он исполнил концерт Сен-Санса №2 (II и III части). Еще на пресс-конференции, на вопрос журналиста, чего он ждет от выступления в Сочи, юноша сказал: «Мне бы хотелось, чтобы зрители не заметили, что перед ними выступает ребенок». И он сделал это! Выступление ничем не отличалось от взрослого, зрелого. И эмоции захлестывали. И оркестр, я опять об оркестре, выдержал в полном смысле «бешеный темп» III части! Зрители, забыв об антракте, долго не отпускали юное дарование и завалили цветами, и обкричались «Браво!»

Центром вечера, и его долгожданной кульминацией, стал III концерт Рахманинова, исполненный прославленным маэстро Денисом Мацуевым. Прежде всего, хочу пояснить, что это за концерт.

59bcbe0e6fba6a8a3a20ef96ff3eff52.jpg

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор, op. 30 был написан Сергеем Рахманиновым в 1909 году и является одним из наиболее известных и часто исполняемых произведений автора. Концерт славится своим техническим и музыкальным требованием к исполнителю и имеет репутацию одного из самых трудных концертов в стандартном фортепианном репертуаре. 

Rach3_Beginning.jpg


Он был впервые исполнен 28 ноября 1909 года С.В.Рахманиновым с Нью-Йоркским симфоническим оркестром под управлением Вальтера Даморша в ходе турне Рахманинова по США. Премьера концерта в России состоялась в апреле 1910 года. Первые впечатления критиков были сногсшибательными, вот например – «ревел, как белуга. Ну, это что-то за пределами человеческого сознания. Как такое можно написать, как такое можно исполнить…»

В нашем вечере все тоже ждали сюрприза, исполнительского откровения и восторга. И именно это произошло! Денис вышел на сцену невероятно заряженным, оркестр тоже, про дирижера (страшно представить) скажу, он был как полководец перед сражением. Все это передалось зрителям (даже непосвященным, вот же сила искусства!). Короткое вступление – и потекла, не выразить словами, какая грусть и покой. В нескольких нотах вся Россия и дальше, дальше, разлив и трепет, широта и красота… Зал просто умер. Застыл. Музыка захватила. 

Пожалуй, впервые я услышала наш оркестр не аккомпаниатором великому музыканту, но полноценным участником происходящего. Перед нами два великолепных музыканта, исполнитель и дирижер, магически владеющий инструментом, под названием оркестр, сливались в единое действо. Вот первая часть, вот вторая. Сердце сжалось и невероятно быстрая III часть. Все конец.
Упасть – не встать...

67375433_2668398956526247_4364849660901195776_o.jpg

Зал взорвался, взвыл. Потекли с букетами… 

И вдруг, как сказал Денис Мацуев, «рояль в кустах», из литерной ложи стоя приветствует коллег (кто?), маэстро Юрий Абрамович Башмет, Арт директор сочинского «Зимего фестиваля». Вот вам и «зимы долгие и лета»… Юрий Абрамович вышел на так знакомую ему сцену и предложил (в своей неповторимой манере) помузицировать за роялем. Он сел на еще теплый (надеюсь, не обжегся) стул и начал тему песни «Подмосковные вечера», постепенно развивая ее в джазовой манере. Денис Мацуев (буквально) присел рядом, и «вжарили» они нам импровизацию. 

Это был катарсис, запредельное блюдо на пиру музыки в тот незабываемый вечер!


День второй:

Мне не удалось послушать джаз сейшн в «Сириусе» - «Рапсодия в стиле блюз», «Рапсодия в блюзовых тонах», «Рапсодия в голубых тонах» для фортепиано с оркестром Джорджа Гершвина – одно из самых известных произведений американского композитора. Скажу только, что сопровождал исполнение этого произведения тоже наш сочинский оркестр, которому предстояло еще вечером выступать там же с оперной певицей Ольгой Перетятько.

А маэстро Денис Мацуев уже в восемь вечера (на вертолете что ли прибыл?) представил сочинской публике в Зимнем театре два сложнейших отделения.
В первом отделении он исполнил целиком цикл «Времена года», П.И.Чайковского. Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века и петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.
Что сказать? Это трудная задача для любого исполнителя. Передать состояние ушедшей эпохи для музыкантов является особым шиком. Мне не раз приходилось слышать эти пьесы. Надо сказать их исполнение (по одной) является обязательным для участников-пианистов конкурса П.И.Чайковсго (где в этом году Денис Мацуев, кстати сказать, был председателем жюри). 

И вот мы застыли в предвкушении. Ясное дело, что для Мацуева нет технических проблем в этих пьесах, но именно в них – тест на русскость. На проникновение в загадку «русской души», и поэтому это интересно. 12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получились у маэстро Дениса Мацуева необыкновенно проникновенными. Рояль, еще вчера гремевший и стонущий, в этот вечер пел нам песни и рассказывал сказки наших бабушек: "У камелька". Январь; "Масленица". Февраль; "Песня жаворонка". Март; "Подснежник". Апрель; "Белые ночи". Май; "Баркарола". Июнь; "Песнь косаря". Июль; "Жатва". Август; "Охота". Сентябрь; "Осенняя песнь". Октябрь; "На тройке". Ноябрь; "Святки". Декабрь…

10a7de441807edc8a55c606eaf60e168.jpg

Во втором отделении мы имели уникальную возможность услышать редко исполняемое трио Чайковского «Памяти великого художника». Создание трио - это памятник дружбе двух больших музыкантов: Петра Ильича Чайковского и Николая Григорьевича Рубинштейна. Сочинение Чайковского посвящено памяти его безвременно ушедшего друга и наставника. Впоследствии памяти Чайковского напишет своё Элегическое трио молодой Сергей Васильевич Рахманинов. 

Таким образом, Чайковский своим трио заложил традицию эпитафных трио, что получило продолжение в творческой практике композиторов ХХ века. Исполнили произведение три лауреата конкурса Чайковского – Денис Мацуев (победитель XI конкурса), Александр Ран и Гайк Казарян (победитель и лауреат второй премии XY конкурса). Это произведение невероятно сложное по эмоциональной выносливости на протяжении почти часа (если точнее 55 минут). История великих исполнителей этого произведения пополнилась, таким образом, новым составом. И это произошло прямо на наших глазах. Невероятная гордость и удовольствие!

Фестиваль закончился, но осталось много радости в душе. 

Именно этим ценны фестивали! 
Они способствуют воспитанию вкуса и развитию талантов. И еще подтягивают зрителей до уровня экспертов.


НАТАЛЬЯ МОСПАНОВА для «ШАР СОВЕРШЕНСТВА»

Фото: соцсети Антон Лубченко; рунет